Планы паўстанцаў 1863 года па пашырэнню баявых дзеянняў да Волгі


У ноч з 5 на 6 мая 1863 года паўстанцамі на чале з Людвікам Звяждоўскім быў захоплены горад Горкі, дзе размяшчаўся Земляробчы істытут. Сярод тых, хто рыхтаваў выступленне быў Здзіслаў Міткевіч, 26-гадовы аршанскі міравы пасярэднік, які валодаў маёнткам Літвінава, меў 212 сялян пры 512 дзесяцінах зямлі, гадавы прыбытак з якіх складаў 3000 рублёў у год. Яго паказанні маюць цікавыя згадкі пра планы паўстанцаў у дачыненні пераносу барацьбы ў Цэнтральную Расію і выхаду да Волгі. За ўдзел у паўстанні Здзіслаў Міткевіч атрымаў 15 гадоў катаргі.

Показания Здислава Миткевича о плане повстанцев по захвату Могилевской и Витебской губерний, захвате Смоленска и расширения района боевых действий вплоть до Волги
Дзеянні ў Горках 5 мая 1863 года
21 января 1864 года в Особой следственной комиссии по политическим делам в Вильно в добавление к показаниям, данным в Могилевской комиссии, поясняю:
Сознание мое, что я был назначен Топором (Жвирждовским) его адъютантом, как равно и то, что занимал эту должность 3 дня, исполняя все данные им мне лично приказания, о чем объяснено в показаниях моих в Могилевской комиссии, справедливо.
Увлекся я и пристал к мятежникам вследствие подстрекательства Топора и его рассказов о том, что план его действий не стесняется народностью, но что его главною задачею есть не дозволить пользоваться правами исключительно одному дворянству, а предоставить равное право и всем другим сословиям, для чего план действий своих намеревается расширить до Волги. В этом я еще больше убедился из приказа Топора, писанного в Горках к начальнику Оршанской шайки Каткову (приказ этот дан мне был Топором переписать), в котором предписывалось, собрав все способное к восстанию, повесив несколько помещиков, наиболее угнетающих крестьян, и тем побудив мужиков пристать к его шайке, перейти в Смоленскую губернию и там сбросить все носящее на себе даже тень польского происхождения, он же, Топор, по соединении с партиею Косу туда же последует. Кроме того, сожжение Топором польских революционных манифестов, объявление крестьянам, дабы переставали отбывать барщину, от которой уволены высочайшим манифестом 30 марта, приветствия и почести, отдаваемые целым отрядом вблизи Горок православному священнику, убедили меня, что план его действительно такой.
Рух атрада Людвіка Звяждоўскага 6-10 мая 1863 года
В Горки я прибыл с Топором и другими семью присоединившимися, о которых значится в моих показаниях в Могилевской комиссии, уже тогда, когда нападение было сделано и дом начальника инвалидной команды пылал, зажженный для того, чтобы заставить его прекратить перестрелку и сдаться. За пожар этот Топор хотел казнить смертию виновных в этом Висковского и Свиковского. По прибытии нашем встретил Топора старик с седою бородою и образом богородицы Ченстоховской на груди и доложил ему, что там собралось горецких 76 человек, московских студентов 17 и прибывших из Могилева 22 и что в ту ночь привезено из Москвы 75 штуцеров, из которых одна половина отправлена в Чериков.

Комментарии