Выкладваю чарговую частку са сваёй магістэрскай дысертацыі пра Каліноўскага. У дадзеным выпадку, працяг тэмы аб яго вобразе ў расійскай гістарыяграфіі, першую палову якой змяшчаў раней тут.
К. Колиновский |
Историческая наука РСФСР долгое время концентрировалась
на обосновании идеологии молодого государства. В союзные республики для
проведения линии партии направлялись политические работники и историки из
Центральной России. Их задача состояла в освещении истории народов СССР через
призму классовой борьбы и отпоре «националистическому уклону». На исходе 1920-х
гг. в связи с коренным поворотом в реализации национальной политики в СССР
репрессиям подверглись представители интеллигенции союзных республик, в том
числе историки БССР. Разрабатывавшиеся ими концепции (в частности,
представление о восстании 1863
г . в Беларуси и Литве как об отличном от восстания в
Польше) были использованы в качестве доказательства неблагонадежности. Среди
прочего подвергся опале трактуемый в белорусском национальном русле образ К.
Калиновского, вокруг которого велась особенно острая дискуссия. Однако уже к
концу 1930-х гг. фигура революционера вновь появилась в исторических
публикациях.
В 1937
г . вышла работа С.Н. Драницына[1],
которая ставила целью на основе произведений классиков марксизма-ленинизма
опровергнуть «антиисторическую»[2]
характеристику восстания 1863
г . как «шляхетского». Драницын стремился доказать, что
восстание было «буржуазным по своему содержанию»[3]
и «мелкобуржуазным» по средствам борьбы. Он обрушился на «работы фашиствующих
буржуазно-националистических троцкистских "историков"»[4],
представителей историографии БССР Ю. Витковского и уже покойного к тому времени
В. Игнатовского. Однако выводы Драницына о сущности восстания оказались во
многом сходными с результатами исследований этих ученых.
Среди наиболее одаренных представителей революционного
руководства историк выделил Константина Калиновского, который характеризовался
как «беспоместный дворянин»[5],
«радикал»[6],
«якобинец»[7],
«демократ»[8],
«буржуазный демократ»[9]
и «революционный демократ»[10].
Драницын назвал повстанца одним из активных сторонников ведения
пропагандистской работы среди крестьянства, редактором газет «Мужицкая правда»
и «Разговоров деда»[11].
Он утверждал, что Калиновский под влиянием взглядов социалистов-утопистов
выступал за радикальное решение крестьянского вопроса[12],
что вело к конфликту с польскими феодалами. В подтверждение неприятия
помещиками деятельности Калиновского и его сторонников Драницын привел письмо
неизвестного поляка из Америки, адресованное следователю капитану Гогелю как
ответ на сочинение последнего «Иосафат Огрызко». Автор письма призывал не
ставить радикальных «красных» в один ряд с благородным дворянством: «Избави
меня Бог смешивать с ними каких-нибудь Калиновских
К. – каких-нибудь Борзобогатых и всех этих чудовищ, которых выбрасывает всякая общественная разруха и которые
пользуются во всякое время общественным несчастьем, заставляя зародиться через
хитрость, интриги и пронырство несогласие и зависть, под именем братства и
равности»[13].
''Кастусь Каліноўскі''. Гугель А. 1956 |
Драницын считал Калиновского представителем польской
революционной демократии, а в вышедшем в том же году очередном томе первого
издания «Большой советской Энциклопедии» (БСЭ) повстанец был назван «польским
национально-революционным деятелем»[14].
В краткой энциклопедической статье были неверно указаны год рождения повстанца
и дата его смерти. Говорилось, что он «происходил из мелкой обезземеленной
польской шляхты в Белоруссии»[15].
Калиновский был назван «видным вождем»[16]
левого крыла польской мелкобуржуазной партии «красных» в Литве и Беларуси,
который пытался путем агитации вовлечь в борьбу широкие крестьянские массы. В
этой характеристике прослеживалось сходство с оценкой Драницыным классовой
сущности восстания 1863 г .
Предложенная историком характеристика Калиновского как
польского национального деятеля нашла отражение лишь в БСЭ. В советской
исторической науке она не получила дальнейшего развития, наоборот, произошло
возвращение к суждениям историков БССР периода белорусизации. Лишь само
восстание 1863 г .
на территории Литвы и Беларуси получило новое определение – «крестьянское».
Главной причиной этой ревизии стали события сентября 1939 г ., повлекшие за собой
воссоединение Западной Беларуси с БССР. Возникла необходимость в легитимизации произошедших
изменений. Обоснованием явился тезис об угнетении польскими панами крестьянского
белорусского народа. Это утверждение было высказано в нескольких изданных в
Москве и Ленинграде брошюрах, написанных как белорусскими[17],
так и русскими[18]
историками. Восстание 1863 г .
изображалось в них очередным этапом вековой классовой борьбы белорусского
крестьянства против польских феодалов. Руководителем восстания был назван
Кастусь Калиновский[19].
Так советские историки, с одной стороны, использовали в своих целях популярный
у сельских жителей Беларуси образ, а с другой, содействовали дальнейшей его
популяризации (например, брошюра Г. Егорова была выпущена тиражом 100000 экз.).
Во время войны окончательно произошла «амнистия»
Калиновского и его имя использовалось даже в названиях партизанских отрядов и
бригад.
После войны в исторической науке РСФСР Калиновский
представал как идеолог и лидер белорусских революционеров-демократов,
руководитель восстания 1863 г .
в Беларуси и Литве. Именно такая его характеристика появилась во втором издании
БСЭ[20].
Все «польское» из его биографии было убрано и заменено «белорусским». Метаморфоза
началась с имени (Константин), которое приводилось теперь вместе с отчеством (Семенович).
Калиновский стал сыном белорусского мелкопоместного дворянина, учеником и
последователем великих русских революционных демократов (прежде всего
Чернышевского). Его мировоззрение «сложилось в обстановке поднимавшейся
крестьянской освободительной борьбы в России, в т.ч. и в Белоруссии»[21].
Оно включало такие составляющие, как «жгучая ненависть к самодержавию и
крепостничеству, горячая любовь к народным массам, вера в их творческие силы,
убеждение в том, что свободу и землю для трудящихся можно завоевать только
революционным путем»[22].
В новом издании БСЭ Калиновский был представлен
организатором революционной крестьянской организации, рассчитывавшим поднять
восстание, призванное воплотить в жизнь проекты русских революционных
демократов. Победа положила бы конец сословному и имущественному неравенству, а
власть перешла бы в руки крестьянства, решавшего государственные дела через
собрания выборных представителей. Отмечалось также, что Калиновский сочетал
борьбу за социальное освобождение крестьянства с борьбой за национальное
освобождение белорусского народа и его право на развитие: «Он был виднейшим
борцом за белорусскую национальную культуру, одним из основателей белорусского
литературного языка»[23].
Будущее Беларуси Калиновский видел в рамках федерации с революционной Россией.
В 1962
г . в Москве увидела свет книга[24]
М.В. Миско. Она была посвящена «важному этапу в длительной и упорной борьбе
польского народа за свое национальное и социальное освобождение»[25]
– восстанию 1863 г .
События на территории Литвы, Беларуси и Правобережной Украины удостоились лишь
краткого обзора. Однако среди «знаменосцев свободы»[26],
Миско выделил «левого деятеля движения»[27]
Константина Калиновского, который возглавлял литовских и белорусских «красных»
и мечтал вовлечь в вооруженную борьбу сотни тысяч людей.
Историк изображал Калиновского «польским революционером»[28],
на формирование мировоззрения которого важнейшее влияние оказали:
1.
Социальное
происхождение (из семьи «польского мелкопоместного дворянина»[29]);
2.
Воспитание в
условиях белорусской деревни, «где и звали его белорусским именем Кастусь»[30];
3.
Университетские
годы, когда он участвовал в студенческом движении и воспринял идеи русских и
польских революционеров.
После окончания учебы и возвращения домой Калиновский
занялся организацией подпольных кружков и революционной пропагандой среди
крестьянства, стараясь увязать борьбу за национальное освобождение с крестьянским
делом. Калиновский хотел «добиться восстановления национальной независимости и
свободы»[31] путем
объединения усилий белорусского и польского народов в совместной борьбе против
царизма. Это привело его к мысли о необходимости наделения крестьян землей и
установления «подлинно демократического строя, при котором крестьяне сами бы
управляли собой»[32].
Проводя агитационную работу среди сельских жителей, Калиновский и его товарищи
летом 1862 г .
начали издавать газету «Мужицкая правда». Их идеи были восприняты белорусскими
крестьянами, принявшими участие в восстании. Однако последствия оказались еще
более значительными, чем предполагали повстанцы: их деятельность способствовала
«пробуждению и усилению национального самосознания белорусского народа»[33].
Миско изображает Калиновского одним из руководителей
повстанческого движения в Литве и Беларуси, человеком с «сильной волей и
целеустремленностью, глубочайшей преданностью народу и верой в него»[34].
Под «народом» исследователь подразумевал, прежде всего, непривилегированные
слои общества. В его работе повстанец предстал поляком по национальности,
который был искренним защитником крестьян и «сторонником литовско-белорусской
самобытности»[35].
Калиновский отстаивал право «литовского, белорусского и украинского народов на
самостоятельность»[36].
В целях защиты их интересов он стремился дистанцироваться от варшавского
Центрального комитета, который, несмотря на признание за ним руководящей роли в
движении, считал недостаточно демократическим по составу и устремлениям.
Выводы Миско о польском происхождении Калиновского не
получили поддержки. Развернувшаяся в СССР в преддверие столетней годовщины
восстания 1863-1864 гг. масштабная исследовательская работа закрепила за ним
репутацию белорусского героя. Это нашло отражение в серии подготовленных российскими,
польскими, белорусскими, литовскими и украинскими историками материалов и
документов, которые были изданы в Москве и Вроцлаве.
В 1964
г . увидел свет очередной сборник этой 25-томной серии,
посвященный революционной ситуации в Беларуси и Литве накануне самого
восстания. В предисловии Ю. Жюгжда и С. Лазутка назвали Калиновского
«замечательным белорусским революционером»[37],
мечтавшим в начатой поляками борьбе против царизма завоевать при помощи русской
революционной демократии «условия для самостоятельного развития»[38]
своего народа. На страницах издания Калиновский представлен как «белорусский
революционный демократ, деятель белорусского, литовского и польского
революционного движения»[39].
Издание знакомило с несколькими впервые опубликованными воспоминаниями повстанцев. Среди них особую важность для понимания личности Калиновского имеют воспоминания члена революционной организации Виленской губернии Е.И. Кучевского-Порая[40]. Он был сторонником национальной пропаганды среди крестьянства, считал Литву «великой польской сокровищницей»[41] и являлся противником методов «хлопомана»[42] Калиновского, согласно его словам, стремившегося любыми способами подвигнуть крестьянские массы бывшей Речи Посполитой на борьбу, совершенно не заботясь о последствиях[43].
Издание знакомило с несколькими впервые опубликованными воспоминаниями повстанцев. Среди них особую важность для понимания личности Калиновского имеют воспоминания члена революционной организации Виленской губернии Е.И. Кучевского-Порая[40]. Он был сторонником национальной пропаганды среди крестьянства, считал Литву «великой польской сокровищницей»[41] и являлся противником методов «хлопомана»[42] Калиновского, согласно его словам, стремившегося любыми способами подвигнуть крестьянские массы бывшей Речи Посполитой на борьбу, совершенно не заботясь о последствиях[43].
В томе также было представлено большое количество
материала о Гродненской революционной организации, руководящей роли в ней Калиновского
и его деятельности по распространению среди крестьянства газеты «Мужицкая
правда». Шесть из семи ее номеров публиковались в переводе на русский язык.
Седьмой номер газеты, также переведенный, увидел свет в
следующем томе[44] серии,
который был посвящен восстанию в Литве и Беларуси. Основное внимание в нем
уделялось крестьянскому движению и попыткам решения повстанцами аграрного
вопроса. Значительная часть опубликованных документов освещала социальное
направление агитации Калиновского. Сам же повстанец был представлен авторами
предисловия, Жюгждой и Неупокоевым, как революционный демократ, стоявший «на
Гродненщине во главе борьбы за демократизацию восстания»[45],
которая заключалась в отстаивании коренных социальных и национальных интересов
литовского и белорусского народов. Под давлением обстоятельств он вынужден был
выступать с призывами к «классовому миру», но намеревался перейти к радикальным
действиям, заручившись поддержкой широких масс крестьянства. На основе
предсмертной записки Калиновского, направленной следственной комиссии, авторы
предисловия пришли к заключению, что «восстание грозило совершенным разрушением
существующих порядков»[46].
Это и было, по мысли советских историков, главным чаянием повстанца.
Сборник содержит также ряд документов, авторство которых
принадлежит Калиновскому. Они проливают свет на его убеждения, восприятие им
своей социальной, религиозной и национальной принадлежности. Прежде всего, это
показания, данные им Виленской особой следственной комиссии[47],
и записка[48],
составленная по окончании следствия. Названные документы впервые стали
достоянием широкого круга читателей и позволяли составить представление о
Калиновском не только со слов историков.
В показаниях Калиновский называл себя дворянином
Гродненского уезда Гродненской губернии, не имеющим недвижимого имущества,
католиком по вероисповеданию. Он выступал против восстания, предвидя его пагубные
последствия для Литвы и Беларуси, однако после начала выступления решил к нему
присоединиться для защиты интересов простого народа[49]
и поддержки «народного дела»[50].
Из тюрьмы он во имя пользы «обоих народов»[51]
обратился к российскому правительству с рекомендациями и призывом, «покончив
распрю и приведя в нормальное состояние край, разрешить тяготеющий вопрос
польский»[52]. Какое
содержание вкладывал в этот вопрос Калиновский, понять сложно, поскольку
написанные им «объяснения» на данную тему[53]
до сих пор не найдены. Неизвестно и то, по какой причине они отсутствуют в
следственных материалах. Можно лишь предполагать, что эти документы учитывали
интересы исторической Литвы, которые отстаивал повстанец и которые Царство
Польское «своим восстанием не уважило»[54].
В.А. Дьяков (1919-1995) |
В третьем издании БСЭ статью о Калиновском[55]
написал В.А. Дьяков (1919-1995) – один из руководителей 25-томной серии документов
и материалов о восстании 1863-1864 гг. Национально окрашенные характеристики
повстанца, представленные в более ранних изданиях энциклопедии, уступили место
нейтральным. Газета «Мужицкая правда» характеризовалась лишь как первая
нелегальная революционная газета на белорусском языке, а «Письма из-под
виселицы» оценены как обращение к народу в целом.
Калиновский – революционный демократ, один из
руководителей восстания 1863-1864 гг. в Литве и Белоруссии, который поддерживал
национально-освободительную борьбу польского народа и стремился не только
вовлечь в нее широкие крестьянские массы родных ему мест, но и перенести ее на
территорию России. Дьяков привел девиз Калиновского: «Польское дело это наше
дело, это дело свободы»[56].
Исследователь расширил круг факторов, повлиявших на складывание мировоззрения
повстанца. К отмеченным в издании 1952 г . нарастанию крестьянского движения и
влиянию идей Чернышевского и Герцена добавилось «воздействие лучших традиций
польского национально-освободительного движения»[57].
Сформулированная Дьяковым трактовка Калиновского сохранялась
до конца существования СССР и досталась в наследство современной российской
исторической науке. Об этом свидетельствует статья в Большой российской
Энциклопедии[58], где
повстанец также лишен каких-либо характеристик, указывающих на его национальную
принадлежность. Как и в советское время, он назван руководителем восстания в
Литве и Беларуси, революционным демократом, сыном мелкопоместного шляхтича.
Исключение составляет упоминание о том, что в студенческие годы Калиновский
сблизился с Я. Домбровским и другими деятелями польского национального
движения, а после возвращения в Беларусь участвовал в создании разветвленной
подпольной польской революционной организации, которую и возглавил.
Можно констатировать, что в советское время в российской
исторической науке отношение к Калиновскому несколько раз менялось. Впервые
должное внимание ему было уделено во второй половине 1930-х гг. – тогда он
считался «польским буржуазным революционным демократом». Однако после событий
сентября 1939 г .
его восприятие стало меняться. Упор был сделан на прокрестьянской составляющей
его деятельности и белорусском происхождении. В годы Великой Отечественной
войны и после нее этот взгляд закрепился, однако в 1960-е гг., по соображениям интернационалистской
политкорректности, из его характеристики были исключены все национально
окрашенные трактовки. В таком ключе Калиновский воспринимается в России по сей
день. Главным достижением российской исторической науки в изучении личности
революционера является издание большого количества ранее неизвестных источников.
[17] Напр., Лочмель Ф. Очерки истории борьбы белорусского народа против польских панов. М. 1940. 164 с.
[18] Напр.,
Минаев В. Западная Белоруссия и Западная Украина под гнетом
польской Польши. М.: Воениздат, 1939. 48 с.
[25] Там же. С. 3.
[43] Там же. С.208: «Константин Калиновский, имея за плечами опыт общения с
народом, искал в страданиях подневольного рабства ту силу, которая сможет
поднять народ на восстание, сделав его рыцарем, сражающимся во имя попранных
человеческих прав. Он ощущал биение этого пульса в крестьянах всей Польши. Он намеревался действовать в этом направлении
и именно на этот исходный пункт для действий он и указывал».
[53] Там же. С.75.
Калиновский указывал на наличие нескольких документов,
написанных им ранее 28 февраля 1864 года для пояснения личного отношения к
событиям, произошедшим в ходе январского восстания на территории Белоруссии и
Литвы.
[55] Дьяков В.А. Калиновский Константин Семенович (Кастусь) // БСЭ. Изд. 3-е. Т.
11. М .,
1973. С. 213-214.
[58] Калиновский Константин Семенович (Кастусь) // Большая Российская
энциклопедия. Т.12. М., 2008. С. 520.
Комментарии
Отправить комментарий