“СПРАВЯДЛІВЫ ГАСПАДАР”: Образ К. Калиновского в белорусской историографии. Часть 2. Руководитель крестьянского восстания в Беларуси (1945-1988)
В послевоенное время интерес к личности Калиновского
значительно возрос. В нём уже видели не просто одного из лидеров восстания 1863
года на Беларуси, по отношению к которому была реанимирована довоенная
характеристика И. Лочмеля – «крестьянское», а его руководителя. Начался
интенсивный поиск новых документов, важные открытия которых приурочивались к
годовщинам со дня рождения/смерти Калиновского, что способствовало
качественному росту информативности работ, посвященных ему.
В.Н. Перцев (1877-1960) |
В 1945 году увидела
свет статья академика АН БССР В.Н. Перцева (1877-1960)[1],
ставшая важной чертой, ознаменовавшей новый виток в изучении жизни К.
Калиновского. В ней говорилось, что
повстанец является крестьянским революционером, который одним из первых поднял
знамя борьбы за политическую самостоятельность Беларуси: «стоял за создание
самостоятельной Литовско-Белорусской республики, независимой и от шляхетской
Польши и от самодержавно-чиновнической России»[2].
Но данный тезис еще не был подкреплен объяснениями, как и вывод о «крестьянском
восстании». Однако он стал базовой площадкой для построения последующих исследований,
вплоть до конца 80-х гг.
Перцев считал, что на деятельность Калиновского влияли
три основных фактора:
1.
Крестьянское
революционное движение в Беларуси,
2.
Революционно-демократическая
мысль России (Герцен, Чернышевский, Добролюбов),
3.
Польское восстание
1863 г.
Раскрывая их вклад в формирование взглядов повстанца,
Перцев утверждал: «Крестьянское революционное движение и материальные условия,
которые его вызвали, воспитали в Калиновском непримиримую ненависть к
крепостному и помещицкому гнету, русская революционно-демократическая мысль
дала ему возможность подвести общие политические основы под эту ненависть и
выработать революционно-демократическое мировоззрение, которое строилось на
отрицании не только крепостничества, но и всего самодержавно-бюрократического и
феодально-дворянского режима»[3].
Признавая выдвинутый Игнатовским (негласно) тезис о двух
вопросах в деятельности Калиновского, Перцев на первое место ставил аграрный,
от решения которого зависел и вопрос национальный. Сила же Калиновского была в
его связи с крестьянскими массами, в интересах которого повстанец использовал
восставшую шляхту против самодержавно-бюрократического строя, сумев оценить
прогрессивное значение борьбы польского народа. Поистине, “павадыр
сялянскай рэвалюцыі”[4].
Характеризуя противоречивость известных на тот момент
высказываний Калиновского, Перцев делает поправку на тогдашние (времен
восстания) условия, быстро менявшиеся, и противоречивость общественной
действительности, в которой развивалась деятельность революционера.
Необходимость лавирования между крестьянством и шляхтой приводила к
непоследовательности и ошибкам, что необходимо иметь в виду исследователям,
ведь Калиновский был не теоретиком, а практиком революции.
И.Н. Лущицкий (1907-1973) |
Лущицкий обращается к изучению философских воззрений
Калиновского, рассматривая вклад в их формирование русских революционных
демократов. Революционер выступал за свержение самодержавия, уничтожение
крепостничества, установления «нового строя, где вся земля будет принадлежать
крестьянам, не станет сословного и имущественного неравенства, а все
общественные дела будет решать сам трудовой народ через «сходки людей
выборных». Считал, что «только народная революция может избавить трудящихся от
порабощения»[7], однако
слишком идеализировал результаты ожидаемой победы. Разделял идею Герцена о
создании федерации свободных славянских народов, пропагандировал идею дружбы
народов и признавал их право на самостоятельное существование. Новым на
территории Советской Беларуси в исследовании Лущицкого стало обращение к
религиозным воззрениям Калиновского, в которых, считал философ, имелись
атеистические элементы, что подтверждается приведенным примером об отказе
Калиновского принять священника перед казнью, и дополняется цитатами из
«Мужицкой правды» (№2), например: «Если бог создал всех людей вольными и всем дал одинаковую душу,
так откуда же это взялось, что один излишествует и над людьми издевается, а другой
– бедный, служит панщину или оброк в казну платит».
В
вопросе о стремлении Калиновского создать самостоятельное литовско-белорусское
государство Лущицкий выступил против принятой в то время в советской и польской
(ПНР) литературе тезиса, объявляя его ошибочным, реакционным и некритически
воспринятой выдумкой польских буржуазно-помещицких националистов и
великорусских помещицко-дворянских шовинистов (в то же время лозунг о
независимой Польши философ признавал прогрессивным).
А.Ф. Смирнов (1925-2009) |
50-60-е ознаменовались появлением исследований А.Ф.
Смирнова (1925-2009), родившегося в Алтайском крае, но после окончания Минского
педагогического института работавшего в Институте философии и права АН БССР.
А.Смирнов стал одним из крупнейших специалистов по К. Калиновскому, в изучении
которого прошел сложный путь – от небольшой брошюрки[8],
пропитанной самой идеологизированной смесью марксизма-ленинизма (в 1950 г.
ученый стал кандидатом философских наук) до чувствительно важных работ[9]
в преддверие празднования 100-летия восстания 1863 года (тогда же получил
степень доктора исторических наук).
Смирнов, под влиянием академика Перцева, первоначально
направил свое внимание на изучение воззрений Калиновского как «идеолога
крестьянской буржуазно-демократической революции»[10],
«вождя крестьянского восстания в Белоруссии и Литве 1863-1864 гг.», считая, что
тот являлся «крупнейшим представителем передовой общественной мысли Белоруссии
19 в., развивавшейся под могучим влиянием русских революционных демократов –
Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова»[11].
Причем среди последних трех имен ученый на первое место ставит Н.Г.
Чернышевского[12],
апеллируя, прежде всего к позиции по крестьянскому вопросу.
Вслед за Лущицким, Смирнов центральными идеями
Калиновского считает требование преобразований общественного строя в интересах
крестьян, уничтожение помещичьего землевладения и передачи земли крестьянству,
уничтожение царской бюрократии и передача управления государством в руки самого
народа[13].
А успех реализации этой программы повстанец, все более воспринимаемый как
революционер, видел «в единстве и стойкости революционного движения по всей
России»[14].
В наиболее упрощенном варианте схема жизни и взглядов
Калиновского, созданная Смирновым в то время, нашла отражение в изданной в
Москве тиражом в 50 тысяч экземпляров книге[15]:
Народный вождь – Создатель революционной организации – Вождь восстания
(названия глав книги). Но тогда же в Минске выходит кардинально иная работа[16],
первая в СССР монография в форме научной биографии о К.Калиновском. Именно
последняя книга долгие годы считалась эталонной в области исследований жизни повстанца,
по отношению к которому был убран штамп «вождь» (стал просто руководитель), и
практически в таком же текстовом содержании изданная позднее на русском языке[17](но
без предисловия рецензента и научно-справочного аппарата).
Смирнов проработал материалы архивов в Вильне, Москве,
Ленинграде и Гродно, включив и находки своих современников (прежде всего
Г.Киселева) и несколько видоизменил свои ранние утверждения. В целом
Калиновскому присущи следующие характеристики:
1.
Революционный
демократ, принадлежавший к плеяде лучших умов страны (Н.Г. Чернышевский, Н.А.
Добролюбов, А.И. Герцен, которые оказали на него решающее значение).
2.
Руководитель
восстания, стремившийся к организованному выступлению (один из самых главных
вопросов революционной демократии тех дней) и его демократизации за счет
крестьянства.
3.
Основатель независимой
белорусской публицистики – газета «Мужицкая правда» (доказательство пробуждения
национального самосознания белорусского народа), основной задачей которой был
призыв к революции.
4.
Сторонник
построения свободной Литвы (объединение Беларуси и Литвы) не по традициям
польских магнатов, а по принципам Герцена, не останавливаясь перед уничтожением
дворянства ради полного освобождения крестьянских масс.
5.
Программа: Земля и
национальная свобода. Боролся за освобождение белорусского (в союзе с русским)
крестьянства от помещиков и царизма («не народ создан для правительства, а
правительство для народа!»). После свержения царя он предлагал создать
правительство, которое будет «заботиться о счастье людей, слушать народ и
делать так, как народу лучше». Одним из средств обеспечения народного счастья
он считал развитие просвещения, отстаивал перестройку системы образования,
требовал обучения на родном языке («по-литовски, по-белорусски»), мечтал
открыть для крестьян двери в науку.
Г.В. Киселев (1931-2008) |
Позиция Смирнова оставалась преобладающей вплоть до
времени подготовки к празднованию 150-летия. Последующее двадцатилетие стало
периодом открытий новых материалов и издание на их основе сборников документов[18].
Большую работу на этой почве проделал Г.В. Киселев (1931-2008)[19],
изначально свою деятельность направивший на раскрытие белых пятен в биографии
повстанца, постепенно перейдя к анализу внутренних характеристик его личности,
и уже в независимой Беларуси интенсивно работавший над изучением Калиновского с
позиций национальной героики[20].
Он фактически открыл старшего брата Кастуся – Виктора. И несмотря на то, что о
«новом Томоше Зане»[21]
писали и Лущицкий, и Смирнов, но именно Киселев смог собрать воедино
противоречивую короткую биографию брата повстанца, введшего Кастуся в мир салонных
споров и дискуссий о будущем страны, чем позволил понять, каким образом Кастусь
смог окунуться в водоворот революционных идей пореформенной Империи. Изначально
Киселев поставил себе за цель бороться за личность Калиновского с национальных
белорусских позиций, насколько позволяло время, уже в раннее время своей
деятельности отметив идею, характеризующую его творчество: «Разгарніце
кнігі – гэта нават не спрэчка пра Каліноўскага, гэта сапраўдная бітва за
Каліноўскага»[22].
Важный вклад в кризис характеристики «крестьянское» по
отношению к восстанию 1863-1864 гг. на Беларуси внесло исследование С.М.Самбук[23].
В начале 70-х годов она разработала статистику активных участников восстания на
территории Беларуси по сословному происхождению, общественному и материальному
положению и пришла у выводу, что крестьяне среди них составляли лишь 18%
(разночинцы – 75%). Отсюда следовал вопрос о том, что же это было за восстание?
И кем в таком случае был Калиновский, ведь до этого базовым являлась его связь
с крестьянством?
Важным фактом в смещении направлений исследования
личности Калиновского явилось нахождение в 1980 г. В.Казберуком в национальной
библиотеке в Варшаве собственноручно написанных К.Калиновским «Писем из-под
виселицы», правдивость которых до этого вызывала сомнения.
Критическая масса замечаний о Калиновском как
руководителе «крестьянского» восстания на Беларуси переросла в качественные
изменения в 1988 году, когда Советская Беларусь отмечала 150-летие с дня
рождения руководителя не просто «мужицкого», а национально-освободительного
восстания.
Таким образом, назревшая необходимость понимания
популярного в годы Великой Отечественной войны в Беларуси образа Калиновского,
привела к росту интереса в среде историков. Первым это осознал академик В.
Перцев, который расширил выдвинутый в довоенный период тезис о Калиновском как
о революционном демократе, повстанце, одном из руководителей восстания в
Беларуси и Литве и охарактеризовал его уже как руководителя крестьянского
восстания в Беларуси в 1863-1864 гг., стремившегося к созданию
Литовско-Белорусской республики на принципах «народовластия», что должно было
стать следствием решения первостепенной важности аграрного вопроса. Несмотря на
критику философом И. Лищицким, фактически мысль Перцева стала доминирующей и
была дополнена А. Смирновым, создателем первой научной биографии Калиновского
(на широком архивном материале трудах Игнатовского и Станкевича), в которой
ученый смягчил свои ранние утверждении (руководитель вместо «вождь»).
Калиновский ставился в один ряд с российскими революционными демократами и
считался учеником Чернышевского, который добивался в союзе с русским народом
наделения крестьян землей и национальной свободы, что нашло отражение в первой
белорусской газете «Мужицкая правда». Был накоплен большой фактический материал,
легший в основу многочисленных научных сборников, вышедших в преддверие
празднования 150-летия К.Калиновского (1988), когда изучающая Отечественную
историю научная общественность Советской Беларуси была объединена одновременно
проходившими во всех уголках страны научными конференциями, выставками,
художественными вечерами, что способствовало переоценке восстания и роли в нем
К.Калиновского на основе имеющихся к тому времени противоречий старой
концепции.
[1] Перцаў У., Кастусь Калiноускi
// Полымя. – 1945. – №10; также его: Кастусь Калiноускi // Беларусь. – 1944. – №2.
[3]
Перцаў У.М., Прадмова да кн.: Смірноў А.П.,
Кастусь Каліноўскі ў паўстанні 1863 года. – Мінск,
1959. – 192 с. – с. 6.
[5] Лушчыцкi I., Сацыяльна-палiтычныя погляды Кастуся Калiноўскага // Полымя. – 1949 – №8.; Нарысы па гiсторыi грамадска-палтычнай і фiласофскай думкi ў Беларусi ў другой палавiне XIX веку. – Miнск,
1958. - гл. 3, с. 171–255.
[6] Смирнов А. Ф., Калиновский -
борец и мыслитель // Вопросы философии. – 1951. – №2.
[7] Лущицкий И.Н., статья Калиновский К.С. в Кн.: Философская Энциклопедия / Гл. редактор Константинов Ф. В. – Том II: Дизъюнкция – Комическое. – М., 1963. – с. 776.
[9]
Смірноў А.П., Кастусь Каліноўскі ў паўстанні 1863
года. – Мінск, 1959. – 192 с.; Кастусь
Калиновский. – Минск: Госиздат БССР, 1963. – 200 с.
[12]
Там же, с. 6: «Самым выдающимся последователем Н.Г.
Чернышевского в Белоруссии был К.Калиновский – общепризнанный руководитель»;
с.7: «В своей революционно-демократической деятельности Калиновский исходил из
принципов Н.Г. Чернышевского, гласивших, что в истории никакой прогресс
невозможен без борьбы»; с.8: подобно Н.Г. Чернышевскому, Калиновский был
идеологом революционного крестьянства и в своих воззваниях шел вслед за
Чернышевским.
[15]
Смирнов А., Кастусь Калиновский. – Москва: Издательство
социально-экономической литературы, 1959.
– 96 с.
[18] Связи революционеров России и Польши ХІХ – начала ХХ в. – М., 1968; Хрестоматия
по истории Белоруссии. С древнейших времен до 1917 г. Мн., 1977; К. Калиновский: Из печатного и рукописного наследия. - Мн., 1988.
[19] Кісялёў
Генадзь, Старонкі
вялікага жыцця (Да 125-годдзя з дня нараджэнння Кастуся Каліноўскага) // Полымя. - №1. – студзень. – 1963 г. – с. 127-140;
Новае пра Кастуся Каліноўскага // Полымя. - №7 – ліпень – 1959. – с. 139-146; Сейбіты вечніга. – Мінск, 1963; З думкай пра Беларусь. – Мінск, 1966; Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы,
дакументы / Уклад., прадм., паслясл. I камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999.
[21] Так называли Виктора Калиновского его современники: Смирнов, А. Ф., Кастусь
Калиновский. – Минск, 1963. – с. 21.
Комментарии
Отправить комментарий